Качество украинского автомобильного газа

 gaz-1

Популярность газа в качестве автомобильного топлива постоянно растет среди автолюбителей, особенно, среди владельцев легковых авто. Таким образом, автомобильный газ становится полноценным конкурентом бензина: почти треть транспортных средств в стране используют именно его в качестве топлива. Что же касается городов с населением более миллиона человек, то по статистике, автомобилей, использующих газ в качестве топлива, больше половины от общего количества всего транспорта. При всем этом, большое количество заправок, которые торгуют газом, часто работают нарушая существующие законы. Как показывает практика, «бочки» могут возникнуть где угодно, в большом количестве и, к тому же, в самых неожиданных местах. Причиной подобных явлений являются, как ни странно, деньги. Дело в том, что поскольку нелегальные заправочные станции не уплачивают розничный акцизный сбор, который составляет 1,2 гривен за литр топлива, они и продают газ дешевле. А вот чистые на руку станции не могут себе позволить скидок такого размаха и демпинга цен – для них это прямая дорога к банкротству. Но есть еще один немаловажный нюанс – качество топлива. И если с бензином все более-менее понятно, и по всей стране существуют лаборатории, которые занимаются контролем его качества, с газом не все так просто. А что же именно задувают в баллоны на «серых» АЗС вообще не понятно.

Проблема

Для того, чтобы дать ответит на вопрос, что же продают на заправках, была создана специальная комиссия, в которую вошли специалисты из Института потребительских экспертиз и сотрудников компании Инспекторат Украина. Как выяснили в комиссии, весь процесс исследования слишком трудоемкий и дорогостоящий – провести исследование всех точек продажи не представлялось возможным. Таким образом, эксперты остановили свой выбор на самых больших всеукраинских сетях автозаправочных станций, как БРСМ, ОККО, ВОГ, больших сетях, работающих в Киеве и регионе, как КЛО и Люксвен. Также, эксперты провели контроль нескольких «бочек» расположенных просто на улице. Как ни странно, но проблемы возникли именно с этими точками продаж. Как только продавцы узнавали о целях отбора, они наотрез отказывались продавать топливо, а на единственной заправке, где отбор все же удалось сделать, проверяющие не получили чек. Позже, как оказалось, продавцы не зря отказывали в отборе.

Исследования

В первую очередь нужно отметить точность налива топлива. Сетевые заправки справились с этим пунктом на «отлично» - их точность выше девяноста семи процентов, что является более, чем хорошим результатом. Особенно хорошо выделились ОККО и КЛО – именно эти две сети показали хороший результат. Топливо с «серой» заправки даже близко не приблизились к хорошим показателям, из чего стало ясно, что одна из хитростей, благодаря которой стоимость их газа ниже – это банальный недолив.

Еще одна особенность автомобильного газа – его спецификация. В зависимости от сезона используются смеси разного соотношения его основных составляющих. Для увеличения продуктивности газа и уменьшения износа частей двигателя в теплое время года надувается газ большим количеством в нем бутана, с приходом холодов в смеси увеличивается количество пропана. Такое смещение позволяет поддерживать качество топлива на хорошем уровне и позволяет избежать проблем со стартом двигателя и продолжительной ездой. Также, важно знать, что существует две основных группы природного газа: пропан-бутан автомобильный и пропан-бутан технический. Вторая является грязной и крайне нежелателен для использования в качестве топлива.

Топливо из «бочки», оказалось именно таким, «нежелательным». При норме неопределенных углеводородов по ГОСТ 27578-87 в 6%, «бочковой» газ содержал целых 10 %. Такое их количество автоматически переводит этот газ в разряд технического. Доля пропана в смеси составляла всего 36%, при норме около 50% от общего объема. Также, в «бочковом» топливе был обнаружен жидкий остаток, который допускается в техническом газе, но никак не может присутствовать в автомобильном. Такой газ крайне вреден для двигателя, сильно сокращая его срок службы, а расход этого газа, в конечном итоге, получается намного большим, сводя на нет всю экономию.

В отличие от топлива с «серой» заправки, газ для автомобилей из сетей АЗС показал намного лучшие результаты. Газ сети ОККО имел соотношение 49 % пропана и 48% бутана, которое является наиболее удовлетворительным для межсезонья – периода, когда делались пробы. Вторым по качеству стал газ из станции КЛО, с соотношением газов 51% пропана к 45% бутана. В газе, который был набран на заправке сети КЛО, одна из наименьших возможных доля пропилена – всего 0,1 процента, а наименьшее количество этого вещества содержал газ сети Люксвен – всего 0,04 процента от общего объема.

Итоги

Как показало сравнительное исследование, народная мудрость «скупой плотит дважды» актуальна всегда – сэкономив однажды на дешевом топливе, можно нанести серьезный вред автомобилю, и в результате – своему достатку. Поэтому, вместо того, чтобы рисковать, лучше доверять проверенным точкам продаж.

Поиск