Борьба с «евробляхами» по молдавски

evro1

На данный момент, ситуация с так называемыми «евробляхами», в Украине остается достаточно актуальным и требующим срочного решения вопросом. Чего только не вытворяли активисты, дабы беспрепятственно продолжать эксплуатацию автотранспорта зарегистрированного на территории других государств. Но, даже блокирование центральных улиц участниками маршей «За евроблях» и массовые пикеты не сдвинули с места глыбу этой проблемы в Украине, чего нельзя сказать о Молдове.

Безусловно, решение этого вопроса заняло определенное время и давалось руководству страны очень непросто. Но, проделанный титанический труд, и максимум приложенных усилий принесли свои плоды. По мнению Нины Южаниной (глава комитета ВРУ по вопросам таможенной политики) на сегодняшний день опыт Молдавии наглядно показывает, что бороться с «евробляхами» можно, и Украине стоит изучить все нюансы, и пойти по уже натоптанному пути.

Проблема государственного масштаба и пути ее решения

Став гражданами независимого государства, каждый человек получил право свободного передвижения, а также возможность выбрать для себя средство передвижения не только в своей стране, но на территории стран Европейского Союза. Однако, беспечное личное счастье граждан вскоре переросло проблему, решением которой нужно было заниматься на государственном уровне. Транспортные средства с иностранной регистрационной маркировкой просто таки заполонили улицы, и это было не удивительно, поскольку зарегистрировать автомобиль в Молдове (пройдя при этом все круги ада) было значительно дороже, чем раз в году уплатить налог.

Из-за отсутствия опыта, правительство никак не могло создать приемлемую законодательную базу относительно таких моментов. И находя, казалось бы, верное решение его сразу приходилось менять по причине изобретения новых «дыр в заборе» владельцами транспорта на иностранных номерах. В свою очередь правительство страны не сдавалось и пыталось найти компромиссное решение. А консенсуса можно было достичь лишь путем обоюдного удовлетворения сторон. При этом обе стороны действовали в своих интересах: власть пыталась защитить бюджет, а граждане собственный карман. Потому, найти правильный выход долго не удавалось.

Поиск корня проблемы – залог ее успешного решения

 

evro2

 

В решении проблем государственного масштаба, как в лечении болезни – нужно искать корень и причину ее возникновения! Молдоване стали ее искать и нашли, а причина ведь, была более чем банальна: систематичная неуплата налогов – обвал бюджета.

В начале 2014 года правительство Молдавии под пылким руководством уже нынешнего экс-премьера Юрие Лянкэ пошло на некий экспериментальный процесс, позволив гражданам свободно передвигаться в стране на автомобилях с иностранной регистрацией. Если вникнуть в статистику, то уже на тот момент на территории Молдовы находились около 35 тысяч «евроблях». Как правило, это были транспортные средства с литовскими, а чаще болгарскими регистрационными данными. Эксперимент удался, однозначно! По словам экономических экспертов, бюджет страны в течении 2014 года потерпел убытка на сумму более миллиарда леев, что в валюте США составляет около 62 миллионов. Такая тенденция была обусловлена тем, что владельцы «евроблях» попросту уклонялись от уплаты каких - либо сборов, включая госпошлины.

Единственные, кто получал прибыль от вольного «катания» евроблях по стране в тот период, были страховики. Обязательное страхование авто с иностранными номерами по цене составляло не более 100 долларов США, но в бюджет от этой суммы попадало не более 20%, все остальное становилось прибылью страховых компаний.

Приднестровская «дыра в заборе» - свежие побеги от корня проблемы

Поняв и осознав свой «прокол» правительство пересмотрело свое решение и все дружно принялись вносить правки и коррективы в законодательные акты о вопросах регистрации транспортных средств с иностранными номерами. И вскоре парламентом был принят и поддержан Закон, регламентирующий обязательную регистрацию на территории Молдовы иностранного транспорта. Так, согласно этому законодательному акту, вступившему в силу 1 января 2017г. владельцы транспортных средств обязаны выплачивать ежемесячно виньетку в размере 7 евро в неделю, или же пройти необходимые процедуры и зарегистрировать транспорт на территории государства.

Но, молдоване народ предприимчивый, они вовсе не расстроились и нашли выход из положения. Процедура растаможки иностранного авто на территории непризнанного Приднестровья обходилась в несколько раз дешевле, потому изобретательные молдоване попросту покупали и регистрировали автомобили на левом берегу. Как утверждают жители правого берега – в один и моментов даже показалось, что машин с приднестровскими номерами в Молдове больше, чем собственных. Хотя, с регистрацией Приднестровья ездить можно было только в Молдове, и ни о какой Европе, даже речи быть не могло.

Решение проблемы свежих побегов

 

litovskie-tachki-3

 

Вопрос о поблажливых условиях для приднестровских транспортных средств подняли во время переговоров формата «5+2» и хитроумные владельцы, в очередной раз уже было готовились расплываться в улыбке – «обманули дурака на 4 кулака». Но, исход переговоров оказался несколько иным, чем ожидалось, и тут хитрюгам урвалось.

В законодательном акте, вступившем в силу в начале 2017 года, четко указано, что вольно передвигаться по территории (правобережной) Молдовы дозволено только экономическим агентам приднестровских предприятий и работникам их компаний. Также документ строго и четко регламентирует запрет на передвижение граждан по территории Молдовы на приднестровских номерах. И что примечательно, документ обязывает применять санкции к владельцам таких автомобилей в виде больших финансовых штрафов и даже ареста транспорта.

 

litovskie-tachki-2

 

И сработало! С момента вступления Закона в силу, все транспортные средства, регистрация которых произошла в Приднестровье, быстро и надежно на ближайший из блок-постов границы с самопровозглашенцами сопровождают сотрудники полиции. При этом, автовладелец самостоятельно оплачивает услуги технической службы по доставке его авто на границу. Это правило применяется и по отношению к автомобилям, зарегистрированным в любой из стран ЕС.

Проблемы индейцев, шерифа не волнуют: не успел - опоздал

 

evro3

 

Взирая на тот факт, что изменения в законодательные акты были внесены в экстремальном режиме, правительство проявило благородство и лояльность по отношению к владельцам евроблях. Министерство финансов издало постановление, суть которого заключалась в предоставлении возможности зарегистрировать автомобиль по сниженной стоимости. Так, документ регламентировал применение скидки на стоимость регистрации автомобиля, которая на протяжении 3-х месяцев со дня публикации в государственных СМИ составляла 70%. Такой шанс профукать молодоване просто не могли, и просто таки сломя головы понеслись регистрировать своих «железных коней с иностранной пропиской». Итого, в первом квартале 2017 года на территории Молдовы было официально зарегистрировано около 15 тыс. единиц иностранного транспорта. А также почти полторы тысячи автомобилей перерегистрировались с Приднестровского региона. Благодаря такому креативному ходу госбюджет страны пополнился на 15 миллионов евро. В конце апреля 2017 года, желающих зарегистрировать авто было еще достаточно, потому «акцию» пришлось продлить еще на 3 месяца, при условии что авто было ввезено в страну не позже ноября 2016г. Тем, кто не успел оформить документы до 1 июля 2017г. пришлось смириться с опозданием.

 

Преступление и наказание

 

В случае нарушения действующего законодательства транспортное средство на иностранных номерах будет отправлено на штрафплощадку, а после вывезено за пределы государства. При этом, стоимость (0,15 евро/км) вынужденной эвакуации автомобиля будет оплачиваться ее владельцем.

Вместе с тем, правило виньетки никто не отменял. Любой гражданин может пользоваться евробляхами 180 календарных дней в год, но при этом он будет вынужден оплачивать автомобильную виньетку. Так, за 180 дней пребывания на территории государства авто с иностранными номерами придется отвалить 180 евро, а за тем по желанию: хочу – оформляю, не хочу - уезжаю.

Несколько важных моментов

 

·Иностранным резидентам, совершающим трудовую деятельность в Молдове дозволено ездить на евробляхах. Но, есть условие -регистрация транспортного средства и выдача удостоверения водителя была произведена в одном государстве и что авто находится на молдавских терриконах не более 3-х лет.

·За возможность владения «элитным» авто в Молдове теперь нужно хорошенько  раскошелиться, так как, с января 2018 года вступил в силу Закон о налоге на автомобили класса «Люкс». Математика банальна до крика: приобрел кошерное авто – отдай 2% от стоимости государству, как налог на роскошь.

К классу элитных автомобилей у молдован принято относить транспортные средства стоимостью от 75 тыс. евро, и не более двух лет со дня схождения с конвеера. Иными словами – поверх стандартных госпошлин владельцу автомобиля класса лакшери при покупке придется дополнительно отстегнуть полторы тысячи евро. Если внимательно присмотреться к автомобилям в Молдове, то осознание того что в этой стране не только правительство работает, а и обычные люди придет незамедлительно. Как впрочем, и наполнение бюджета и процветание государства.

Вот бы и на Украине придумали что-то новое, креативное и выгодное всем.

 

Поиск